12 сентября 2019 года, Святая Православная Церковь отмечает день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского и его сына преподобного благоверного князя Даниила Московского. В этот светлый день в храме святого благоверного князя Александра Невского прошла Божественна Литургия, которую возглавил, благочинный города Ташкента митрофорный протоиерей Игорь Балухатин. Ему сослужили: настоятель храма протоиерей Сергий Стаценко, протоиерей Игорь Ходырев, иерей Дмитрий Хабаров, иерей Александр Коханский, протодиакон Александр Несин, протодиакон Геннадий Буряков. По окончании Богослужения настоятель храма зачитал поздравительное послание митрополита Ташкенского и Узбекистанского Викентия, после чего был совершен традиционный Крестный ход в честь престольного праздника. Во время Богослужения о. Сергий обратился к прихожанам со своим пасторским словом. Не раз каждый из нас задавался вопросом: какие добродетели нужны, чтобы спастись? Логически мы понимаем, что всё, что нам нужно, изложено в Евангелии, эти добродетели всем нам известны, но не всегда эти добродетели нам открываются в чувствах. Мы понимаем, что необходимо любить Бога, любить ближнего; мы понимаем, что заповеди Евангелия – это то руководство к действию, которое позволяет нам спастись наименее болезненно, с большим успехом подойти к тому спасительному порогу, который называют вратами в Царствие Небесное. Но мешает наше внутреннее состояние, наша внутренняя не просто гордыня, а гордыня, связанная с эгоизмом; с тем, что заставляет нас жить для себя, ради себя и во имя самого себя, более того, даже обожествляя свою собственную личность, возводя её на уровень Бога, поскольку порой наши собственные интересы выходят далеко за интересы Божией воли, о Которой мы можем хорошо и мило побеседовать с ближними, будучи православными христианами.
Мы сегодня чтим память Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, человека, который однозначно нашел своё спасение в вечности; и, более того, человека, который вышел за грань своего собственного спасения: он имеет возможность помогать и нам, ходатайствуя непрерывно, непрестанно за нас перед Богом; человека, покрывшего себя неувядаемой воинской славой и людской добродетелью. И он сумел найти для себя путь к исполнению одной из заповедей, о которых говорит сегодняшнее Евангельское чтение: Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов.
Бремя, тяжесть… – это сродни состоянию беременности. Человек чем-то отягчен, он несет не только свое тело, свою ношу, но несет и тяжесть, принадлежащую другим. Мать несет жизнь нового человека, младенца, которому суждено скоро родиться; человек-христианин, который исполняет эту заповедь, несет нужды не только другого человека, но порой нужды и целого сообщества. Святой Благоверный князь выполнял не только ратный подвиг, он ещё и был управителем целого народа, порой неразумного, народа, который тоже страдал эгоизмом: если позволить ему исполнять свои прихоти, то развалилось бы всё государство, неминуемая гибель навалилась бы со стороны чужеземцев. Именно от этого ограждал преподобный Алексий, которого мы знаем как Благоверного князя Александра Невского, свой народ. Да, у него руки были обагряны в крови, но это была необходимая жертва, которую нужно было принести во имя спасения многих. Да, он переживал за пролитую кровь и за погубленные души, которые не дожили нужного возраста, нужного времени для того чтобы естественным образом предстать перед Богом. Но это было необходимо, иначе не дожили бы гораздо больше людей. Благоверный князь носил бремена, то есть тяжесть многих людей. Порой эту тяжесть люди не хотели ему отдавать, не хотели ею делиться. Но бывает так, дорогие братья и сестры, что узостью своего сознания мы не можем осознать забот государственный деятелей, таких как Благоверный князь Александр Невский; мы не можем знать всех тех внутренних связей системы, издержек и противовесов, тех жертв, которые порой правитель приносит, вступая в сделку со своей совестью, со своим нравственным законом. Было такое, что приходилось проливать кровь единоверцев. Было такое, что необходимо было договариваться с иноземцами, кланяясь перед монгольским ханом, для того, чтобы достичь каких-то нужных результатов для своего народа. Было такое (предполагают, что его всё-таки отравили), что Благоверный князь Александр Невский отдал свою жизнь, когда монгольские властители вдруг посчитали, что он «отработал» своё или становиться менее лояльным, чем был раньше. Благоверный князь пронёс свой подвиг до конца.
Недостаточно, если бы мы здесь ограничились только рассказом о Благоверном князе Александре Невском, нам необходимо брать пример со святых. Святые это не только ходатаи, но и примеры для подражания. Мы живем в такое время, когда вроде бы нет войн, нет зависимости и необходимости с кем-либо договариваться, охраняя жизнь своих близких. Но, как бы мы не хотели, мы всё же находимся в подобной ситуации. Есть одна проблема, которая бала озвучена, которая рушит всё в нашей жизни. Мы её называем эгоизмом — состояние человека, его набор мыслей, привычек и устремлений, которые вызваны в первую очередь гордыней. Эгоизм рушит семьи, эгоизм не позволяет воспитать нужным образом ребёнка, эгоизм приводит к ссорам, нестроениям, эгоизм приводит к тем самым бедам, которые и формируют зло в нашем мире. «Есть Я и мои интересы, остальное – ничто» — это принцип эгоизма. Но Евангелие говорит о другом. Давайте послушаем, что сказал Христос: Влечет тебя кто-то пройти с ним одно поприще – пройди с ним два, просят у тебя одну рубашку – отдай ему последнее, благословляй проклинающих тебя, возлюби ненавидящих тебя. Это всё напрямую противоречит любым воззрениям эгоиста. Когда пытаешься проповедывать Евангелие именно в таком ключе, крутят пальцем у виска: как это возможно, как можно подобное делать? если я буду так делать, меня посчитают ненормальным; как я могу поступиться своими интересами, это же «Я» — центр вселенной, вокруг которого вертится всё остальное. Подобным образом, братья и сестры, размышляет и нечистый дух, который тоже более чем эгоистичен, и этот образ мышления он исподволь пытается внушить каждому из нас. Как преодолевать этот эгоизм? Взять и однозначно вырвать в один момент саму суть нашей гордыни не получится. Работая над собой, это производится постепенно, также исподволь, наполняя результатом нашу жизнь годами. Почему? – Потому что мы имеем хроническую болезнь, и эта болезнь изживается не одномоментно, не одночасно. Сразу это невозможно сделать. Это может быть только в том случае, если нас куда-то заперли и принуждают, взяли в плен и заставляют работать. А мы сами можем преодолевать это иным образом и этот образ озвучен в заповеди: Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов. Давайте попробуем, дорогие братья и сестры, носить тяжести друг друга. Те тяжести, от которых мы открещиваемся, но могли бы понести. Почему бы это не сделать в своей семье? Есть один супруг, но есть и другой супруг – почему бы не разделить тяжести его жизни? Если ты мужчина, то попробуй помочь женщине в домашних делах, которые усваиваются только женщине; если ты женщина, то попробуй хотя бы понять мужчину в его работе, чтобы лишний раз его не трогать и дать ему отдохнуть; если ты родитель, то попробуй не отмахнуться от ребёнка, который пытается навязать тебе своё внимание, поскольку ребёнок в этом нуждается и это часть воспитательного процесса – почему бы не сделать с ним уроки, почему бы не поговорить с ним по-взрослому о каких-то насущных проблемах, которые волнуют детское сердечко… Это тоже переход за грань своего эгоизма, переход к тому состоянию, которое называется ношением бремени других. Более того, если мы христиане – есть Церковь, как сообщество верующих, которую можно назвать одной большой семьёй. И в этой семье мы имеем круг определенных обязанностей, те же самые бремена, которые мы должны носить: есть человек неутешенный, почему бы с ним не поговорить, просто проявить внимание, выслушать его, чтобы облегчить его боль; почему бы не помочь тем, кто страждет, кто испытывает горе или нужду… И многое другое, что мы можем на себя взвалить, что необходимо на себя взваливать ради того, чтобы исполнить заповедь Христову.
Когда-то Благоверный князь Александр взвалил на себя ношу – она досталась ему по наследству, но он от неё не открестился, хотя и была возможность передать права управления княжеством другим братьям. Но он это понёс на себе. В конце Господь вознаградил его святостью, Господь вознаградил его возможностью вступаться за нас, за современников, которые жили с ним, которые живут сейчас и будут жить после, поскольку он этот земной экзамен сдал. И если мы, дорогие братья и сестры, сумеем сдать этот экзамен, этот урок Божий, который нам дан, для того, чтобы испытать нас на зрелость нашей христианской совести, то и мы вправе ждать своей награды. Какова она будет – то ли святость великая или малая, то ли Царство Небесное – это зависит от нас целиком и полностью. Мы здесь на то, чтобы реализовать задачи Божьи, в том числе и те, о которых говорится в Священном Писании. Если это у нас получится, то мы не только получаем некое, так сказать, непонятное блаженство в непонятном Царстве Божьем. Почему непонятное? – Потому что мы живем в материальном мире и мы Царство Божье не видели, не чувствовали и не слышали. Мы можем получить Царство Божье здесь, внутри нас, в наше время, при нашей жизни. Ту самую радость, которую не способно затмить ничто. Странная закономерность: помогая другим, возлагая бремя на себя, ты получишь радость. Это говорит Священное Писание. Очень много в Священном Писании странных закономерностей, странных связок, которые неочевидны, но такова воля Божья и эти законы «работают».
Божьей помощи, дорогие братья и сестры, чтобы исполнить закон Христов во всей его полноте. Божьей помощи в том, чтобы начать хотя бы сейчас его исполнять, как это сделал Благоверный князь Александр и как это будет исполняться в жизни каждого из нас. Аминь.
Просмотров (35)