28 июля 2019 года, Святая Православная Церковь чтит святую память великого равноапостольного князя Владимира

 

 

28 июля 2019 года, в  этот  праздничный  день в честь памяти великого равноапостольного князя Владимира, в храме  святого  благоверного  князя  Александра  Невского  протоиерей  Сергий  Стаценко  совершил Божественную литургию. Сослужил  ему  иерей Александр  Коханский. В этот день  верующие посетили Богослужение,  почтили Крестителя Руси и приобщились к Таинствам  Божественной  Евхаристии.

Настоятель  боткинского  прихода  о.Сергий  в своей воскресной проповеди                прокомментировал сегодняшнее Апостольское чтение, в  котором  рассказал  о  том  что, очень часто в своей жизни мы предстоим перед выбором: как отделить правду от лжи. В житейском плане мы можем разобраться, так как имеем определенный опыт, знание людской психологии и знание самого себя (обычно наши ближние повторяют те грехи, которые мы делаем против них). Но более серьёзным испытание является попытка понять истину с духовной точки зрения. Сейчас развелось много проповедников, которые предлагают разные виды духовности, которые говорят и о Христе, и о христианстве, которые говорят об иной вере, которые предлагают другой путь духовного (духовного ли?) развития. И здесь мы очень быстро можем заблудиться. Более того, современные оккультные средства массовой информации, как, например канал ТV-3, завлекающий зрелищностью и сюжетами, которые потрясают воображение, тоже представляют нам некую «духовность», и подобная «духовность» очень часто забирает в лапы дьявола многих людей, в том числе и православных христиан. Здесь хотелось бы попытаться донести мысль о том, как же всё-таки подлинная духовность может отличаться от «духовности» дьявольской, от того мистического воздействия, которое происходит от злых духов и однозначно губит человека, поскольку с дьяволом не может быть никакого примирения.

В своё время, если обратиться в теме сегодняшнего праздника, равноапостольный князь Владимир тоже стоял перед выбором; и выбор в пользу христианства, я думаю, был продиктован не столько его логическим размышлением, хотя говорят о том, что он выбрал христианство, потому что христианство проповедует любовь и его политический сосед Византийской империи исповедовал христианство. Да, возможно это были вторичные факторы, но первичный фактор, это то, что легло ему на сердце, то, что позволило воспринять христианство не сквозь логику человеческого мышления, а надмирно – через откровение Божье.

Апостол Павел говорил о том, что «я возвещаю Евангелие, которое я благовествовал, и это Евангелие не есть человеческое». Подтверждением этого служит отсутствие всякой человеческой логики. Например, когда Христос произносит Нагорную проповедь, Он призывает отдать последнюю рубашку, когда у тебя отнимают какую-либо вещь; подставить другую щеку, когда тебя ударили по одной; любить врагов своих, благослов-лять проклинающих тебя и недругам своим оказывать всякое благодеяние. Христос велел возвести это в принцип всепоглощающей христианской любви, но никакая человеческая логика не могла сработать в эту сторону. Надмирность Евангелия подтверждается и рядом других обстоятельств – всё то, что было сказано Христом было подтверждено делами в самые кратчайшие исторические сроки. Господь так судил, что христианство распространилось по всему миру. Да, оно ежедневно искажается и отдельными деятелями и внутри каждого из нас, но Евангелие осталось тем же, что и было.

Давайте коснемся других, так сказать «откровений Божьих». Не будем касаться священных книг других религий, достаточно той беды, что основалась в христианстве. Очень часто даже в лоне Православия возникают всевозможные учения, которые берут свое начало в оккультизме, из неких «духовных» практик, которые позволяют связаться
с потусторонним миром, позволяют задействовать определенные силы. И если раньше, когда религия была в дефиците, любая форма духовности считалась откровением истины, то сейчас, дорогие братья и сестры, мы должны научиться распознавать, как относиться к тому или иному феномену.

Коснемся одной из оккультных практик, которое называется автоматическое письмо. В 90-е годы бала масса публикаций, в которых с удивлением рассказывалось о таком феномене: человек может спать, либо разговаривать с кем-то, а его рука связно выводит какой-то текст. В другую руку вкладывают авторучку, и она начинает писать совершенно другой текст. Умудрялись прикреплять и к ногам пишущий инструмент, и ноги выводили достаточно связное и понятное. Правда, те тексты, которые выходили из-под пера, были ни о чём, говорили громогласно, что нужно жить лучше, правильнее и — всё. В этом отношении мы можем сравнить этот феномен с феноменом, которое позволило нам прийти к Евангелию, нечеловеческому Евангелию. Во многих местах Евангелия противоречат друг другу. Например, сколько было гадаринских бесноватых – один или два? Сколько раз пропел петух, прежде чем отрекся Петр? В одном Евангелие говорится одно, в других – другое. В Евангелии от Иоанна Господь запрещает Марии Магдалине прикасаться к Нему, а других Евангелиях она Его обнимает… Это не говорит о том, что Евангелие не истинно. Речь идет о другом: когда мы рассуждаем о том, что Дух Святой говорит через пророков, то мы должны помнить о главном принципе – Дух Святой не насилует, не отключает волю и сознание человеческие, они — воля и сознание — участвуют в получении Откровения однозначно. Если читать в оригинале Священное Писание, например Книги Пророков, то видим, что один из пророков едва связывал слова, другой пророк писал сугубо бюрократическим языком, третий писал стихами, четвертый писал высоко литературным стилем, но все они писали согласно об одном: что грядет в будущем Спаситель этого мира и обличали народ израильский и соседние народы в их нечестии. И в этом отношении мы видим веяние Духа Святого, потому что Он делал человека-пророка соавтором Своего Откровения; да, человек получал Откровение, но излагал так, как он мог. Тоже самое и с Евангелистами – он получали Откровение, но излагали так, как каждый из них мог, — кто-то еще будучи молодым, а кто-то уже в очень престарелом возрасте, не совсем вспоминая второстепенные сюжеты из жизни и проповеди Спасителя, которые в принципе не влияют на наше спасение. Если Евангелие было изобретено человеком, подделано кем-то, то все четыре Евангелия не были бы противоречивы внутренне. Именно поэтому мы говорим об истинности Евангелия.

И здесь, дорогие братья и сестры, мы должны обратить внимание на действие Духа Святого, благих сил в отношении нас. Если наша воля не подавляется, если наше сознание не отключается, если мы сознательно, в полном разуме участвуем во всем том, что называется Откровением или чудом Божиим, то тогда действует Дух Святой. И в противоположность – когда мы говорим о действии злых сил, — то, как правило, сознание отключается: то ли это сомнамбулизм, когда пифия-пророчица в бессознательном состоянии начинает что-то вещать; то ли автоматическое письмо; то ли спиритизм и вызывание духов; то ли гадание и ворожба,- когда сознание человека не участвует и ему навязывают готовое решение, которое человек должен принять или получить враждебность со стороны злых духов. И хочется признать, что велика по отношению к нам благость и любовь Божья – Господь ценит в нас свободу воли, Господь ценит в нас наш выбор. Если бы этого не было, мы не были бы образом и подобием Божьим, мы были бы обычными биороботами, марионетками, которыми дергают за определенные ниточки и они выполняют заданные программы. Именно поэтому в Православии нет понятия судьбы, нет никакой предопределенности, заданности, запрограммированности наших действий. Мы живем так, как выбираем мы, как выбирает каждый из нас. И если мы, имея нравственные грехи, подпадаем под действие дьявола, он в первую очередь стремится исключить нашу самостоятельность. Тот же самый феномен беснования: человек сохраняет признаки здравого сознания внутри себя, но ничего не может поделать со своим телом. И здесь действуют злые силы однозначно, и для нас показателен этот пример. Иногда в передачах типа «битвы экстрасенсов», которые являются откровенным шарлатанством, звучат такие мысли: я не могу говорить по другому, я говорю так, как мне велят какие-то силы. И в данном случае мы видим однозначно присутствие злых сил, где насилуется воля человека, где отключается его сознание. Братья и сестры, сама воля и само сознание нам даны Богом как определенный дар, как выражение Его образа. А раз так, то в нашей жизни прежде чем кинуться на какую-то приманку, прежде чем пойти на поводу каких-то «гуру», которые ведут к определенной «духовности», давайте посмотрим, насколько мы можем быть в этом учении или явлении самостоятельными. Если нет самостоятельности, если нас к чему-то принуждают, если нет никакого выбора, то бежать нужно от этих «духоносных» людей. Речь идет не только о людях иной веры, сектантского христианства, но и в лоне Православия бывает так: появляется какой-то духовник и требует, чтобы делали как он говорит и не как иначе. Настоящий духовник даёт нам право выбора, он говорит: попробуй сделай так, я тебе советую, а в остальном воля твоя. И здесь кроется само присутствие Божества, Его благодать. Вспомним такую аллегорию — когда Моисей захотел увидеть Бога, то Бог говорит ему: ты спрячься в скале, сначала будет огонь, потом буря, потом веяние прохладного ветерка, и в этом ветерке буду Я. Господь не старается нанести нам какой-то урон и сокрушить нашу жизнь, мы живем более чем свободно. Да, мы ограничены социально, мы несем ответственность перед законом, но перед Богом мы более чем свободны. Даже в выборе нашей собственной гибели Господь смиряется перед нашим выбором. Поэтому мы должны ценить этот дар Божий и пользоваться им крайне осторожно, и использовать весь арсенал нашего разума на полную мощь. Сейчас много духовных ловушек, которые встречаются в нашей жизни, иногда они бывают и в лоне Православия. И здесь, дорогие братья и сестры, мы предлагаем: включайте свой рассудок, смотрите, насколько человек, либо явление, либо учение делают человека радостнее, конструктивно мыслящим, делают спасающимся. Если этого нет, если некая безысходность, разрушенная психика, то нужно от этого бежать. Еще раз повторюсь: Евангелие – это не изобретение человеческое, но данное нам Богом. И Евангелие является тем ключиком и критерием, которое позволяет распознать все ловушки. Читайте его как можно больше и чаще, исследуйте, изучайте.

В свое время это сделал равноапостольный князь Владимир и Господь дал ему Откровение, вложил Благую мысль и сегодня мы исповедуем Православное христианство.

Мы живем, как малые люди, но наш выбор может определить участь нашего потомства, и может быть целого народа – мы этого не знаем,- пути Промысла Божьего и пути исторического развития мы не можем даже предполагать. Именно поэтому Господь говорит: живи так, как будто живешь последний день, и этот день определяет либо твое спасение, либо твою гибель. Давайте будем жить так, используя свой разум и обращаясь к вечному источнику благости и благодати, вечному слову Божьему, которое дано нам в Священном Писании. Божьей помощи в этом нелегком труде.

Просмотров (34)

28 июля 2019 года, Святая Православная Церковь чтит святую память великого равноапостольного князя Владимира: 2 комментария

  1. Владимир

    Очень интересная проповедь. С удовольствием прочитал. Православие действительно отличается свободой выбора человека, здесь никогда не навязывают и не принуждают сделать те или иные вещи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *