12 июля 2019 года, праздник святых апостолов Петра и Павла, в храме в честь святого благоверного князя Александра Невского

 

 

12 июля 2019 года, в день праздника святых апостолов Петра и Павла, в храме в честь   святого  благоверного  князя  Александра  Невского  протоиерей  Сергий  Стаценко  совершил Божественную литургию. В этот день  верующие посетили Богослужение, почтили апостолов и приняли святое Причастие.

По окончании богослужения  о. Сергий обратился к молящимся со словом. Он отметил, что когда мы говорим об Апостолах, на ум, в первую очередь, приходят имена Апостолов Петра и Павла – людей из учеников Христовых – которые потрудились больше всего на ниве проповеди. Но когда мы пытаемся осмыслить их подвиг, на наш взгляд, это выглядит весьма банальным: Апостольский подвиг выражается лишь в проповеди, распространении веры и больше вроде бы ни в чем.

Но давайте коснемся обстановки того времени, которое сложилось в связи с общечеловеческим кризисом, настигшим весь античный мир, не исключая никого. Языческий мир разуверился в вере практически полностью: некоторые школы скептиков и циников просто-напросто предписывали кончать жизнь самоубийством, только лишь потому, что не было смысла в этой жизни – богов нет, это всего лишь истуканы, которым верить невозможно. Иудейский мир, закостеневший в почитании закона, пришел к тому, что закон стал превыше всего: суббота заменила собой Бога, запреты и предписания стали во главе всего житейского уклада среднестатистического иудея. На этом фоне многие иудеи просто-напросто отказывались от своей веры, становились язычниками или попросту не имели никакой веры и потому не имели никакой моральной привязки. Был даже создан в то время целый город для иудейских язычников – Кесария – куда перебирались все разуверившиеся люди. К тому времени в иудаизме была создана целая секта, которая не верила ни в Духа, ни в воскресение из мертвых, то есть по сути проповедовала бессмысленность жизни. И вот в это время приходит Христос, но Он в своей земной жизни проповедовал недолго, немного и не для всех людей – три года промелькнуло и исчезло. Но Его ученики уже начали говорить о Нем во всех концах вселенной. И здесь проявился главный подвиг Апостолов Петра и Павла, Божьей Матери, других Апостолов их числа двенадцати и семидесяти, и всех, кто подвизался вместе с ними, засвидетельствовавших свою веру, в том числе и своей жизнью. Они сделали главное – дали этому миру надежду; надежду, что на то, что эта жизнь не бессмысленна; надежду на то, что наступит тот самый долгожданный золотой век, о котором пророчествовали все пророки – и языческие и христианские; надежду, что на то, что цель в этой жизни есть и она может наполнить жизнь радостью, невзирая на ни на что. Будь ты раб или господин, мужчина или женщина, варвар или римский гражданин – разницы нет никакой: Христос провозгласил религию радости, провозгласил Благую весть, кардинально изменившую этот мир.

И вот здесь, братия и сестры, хотелось бы найти параллель. Апостолы жили и умерли, а что мы? Действительно ли мы должны подвизаться так, как делали когда-то они? Когда Христос сказал: идите и проповедуйте Евангелие всей твари, Он не адресовал это только лишь к Апостолам – узкой группе лиц, которые окружали Его на тот момент, иначе в Евангелии незачем было это писать для нас. Христос провозгласил этот принцип действенным для всех без исключения, для всех христиан, которые во имя Его приняли Духа Святого и водное Крещение. Именно на этом принципе основана наша Церковь, которая называется Единой, Святой, Соборной и еще Апостольской. Не только Апостольское преемство благодати Святого Духа, но и Апостольский образ и пример довлеет над нами, господствует и вынуждает – а так должно быть! — проповедовать Евангелие всей твари.

Если мы ждем искупления, усыновления Богу, долгожданного момента, когда весь злой мир и все дела его сгорят, — то мы должны выполнить одно из главнейших условий, которое провозгласил Христос: Евангелие должно быть проповедано всей твари, то есть всему сотворенному существу в этой вселенной. Наша инертность, наша лень не позволяет этому совершиться, продолжая агонию этого мира до бесконечности. Такова странная закономерность, связанная с нашим грехом. Не с праведностью, не с благочестием, а именно с грехом – мы ленимся.

Дорогие братья и сестры, закончился Петров пост, Апостольский пост. Давайте обратимся к истории и вспомним, ради чего постились: Моисей – ради того, чтобы выйти на служение и вывести евреев из Египта; Христос — ради того, чтобы преодолеть Свои искушения и адресовать Свою проповедь людям; многие другие — ради того, чтобы знать либо волю Божью, либо получить Божье благословение на предпринимаемое дело. Что происходит у нас? Мы кичимся тем, что держали пост. Апостолы проповедовали, а мы после поста начинаем набивать брюхо скоромной пищей. Никакого плода и никакого толка и смысла для современных православных христианин от этого поста нет, да и от других постов, по большому счету — тоже. Любой пост – это подготовка к служению, любой пост – это выход на какое-либо служение, либо на получение Благословения Божия. Благословения Божия на вкушение скоромной пищи не требуется: так как мы люди и нуждаемся в пище, Господь благословил принятие её ещё нашим перво-предкам. Сейчас мы нуждаемся в большем Благословении, а если это Благословение Господь нам дает, то мы им не пользуемся, и это является обвинительным вердиктом к нам со стороны Апостолов. Даже если бы мы попали во времена апостольские, наша инертность и лень не дали бы нам проповедовать. Мы не лучше и не хуже древних людей и для того, чтобы проповедовать надо себя сподвигнуть, нужно дать себе определенный толчок, восприняв заповедь Христову как долг, а не как благое пожелание. Да, у каждого свои таланты – кто-то и двух слов связать не может, а кто-то красноречив, но не в теме Евангелия. Но есть и другие формы проповеди: не пересказ Евангелия, а передача своего духовного опыта, неважно мал он или большой. Это тоже можно передать ближним и рассказать, о том, что Христос ждет тебя в Своей Церкви, ждет ради того, чтобы взять тебя за руку и подвести к твоему спасению. Совсем мало, но эти слова нужно сказать, сподвигнуть себя и делать это постоянно. Именно этим должен увенчиваться Петров пост – как выход на определенное служение.

Апостол Петр и Апостол Павел пронесли свое служение и запечатлели его своей жизнью: некие грехи и некое удаление от Бога было компенсировано мученической смертью. Нас к мучению никто не призывает, но порой бывает жизнь хуже кратковре- менного смертного мучения. И хотелось бы вспомнить слова Иисуса Христа в Евангелии от Марка: идите, проповедуйте Евангелие всей твари; и если смертное испиете, то не повредит вам, и если змею возьмете в руки, ничего в сами не случится. Можно добавить, продлить эти слова: если хотите, чтобы в жизни вашей было благополучно, не оглядываясь на своих ближних, тех, кто может пойти по кривой дорожке, проповедуйте Евангелие Христово. Тогда оно будет действовать и на тех, кому мы говорим; на наших ближних, поскольку и их должна касаться наша проповедь; и на нас, потому что, если мы проповедуем, то и должны жить теми словами, которые мы передаем другим людям.

Дорогие братья и сестры, остается пожелать Божьей помощи и решимости, и будем выпрашивать эту решимость у Иисуса Христа, чтобы Он помог нам вступить на Апостольскую стезю, а она благодатна, она улучшает все вокруг нас и она позволяет искупить нам множество своих грехов, по слову Апостола Иакова. Путь будет так, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с наступающим праздником Апостолов Петра и Павла, с праздником, когда каждый из нас должен выходить на проповедь. Аминь.

Просмотров (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *