14 января 2018 года, Православная Церковь отметила Великий праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого

14 января 2018 года, в Великий праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого,  в  храме  святого  великого  князя  Александра  Невского  прошла  праздничная  Божественная   литургия.  В этот день Православная Церковь также вступила в гражданское новолетие по старому стилю. Совершил  Богослужение  настоятель  храма  протоиерей  Сергий  Стаценко,  сослужил ему  протодиакон  Геннадий  Буряков.

Во  время  Богослужения  настоятель храма,   обратился  к  верующим  людям  со  словами  проповеди.

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие.

Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере. Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (2 Тим. 3:1-15).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, сейчас мы вновь слышим поучение апостола Павла к своему молодому ученику Тимофею, который, несмотря на молодость, был уже в то время епископом одной из Поместных Церквей с центром в древнем городе Ефесе. Перед приближением своей кончины апостол Павел давал ему ряд предсказаний и назиданий, касающихся будущего Церкви.

Апостол Павел говорил о появлении в недалеком будущем неких лжеучителей и о строптивом народе, в том числе и народе христианском, который будет внимать этим учителям лжи и выбирать себе наставников по своим прихотям. Как бы ободряя своего ученика, он говорит о том, что пройдя испытание до конца, спасет Его Господь, как и самого Павла когда-то.

Празднуя сегодня память святителя Василия Великого мы можем найти определенную параллель назиданий апостола и жизни великого святителя.

Дело в том, что святитель Василий Великий, в первую очередь является величайшим образцом для подражания для каждого из нас. Ведь и он когда-то по образу апостола Павла, по образу самого страдавшего Христа, пронес Крест своего служения от начала и до конца. Христианская история донесла до нас память о том, что святитель Василий Великий был одним из основоположником Каппадокийской богословской школы, которая дала внятное толкования учения о Божественной Троице. Благодаря святителю Василию Великому, его другу и брату во Христе Григорию Богослову и другим ученикам, и сподвижникам для нас стала более открытой тайна Святой Троицы – тайна Божественного бытия.

Более того святитель Василий был не только основоположником современной догматики, он был неустанным проповедником, ярким организатором продвижения этого учения. Действовал он в те времена, когда Арианская ересь захлестнула практически всю христианскую Церковь. Еретики утверждали, что Христос вовсе не Бог, это созданный человек, такой же, как и мы, но Бог в нем почивает словно дух пророческий, — просто этот пророк был более значимым чем остальные. Несмотря на то, что это противоречило Священному Писанию, люди не могли подобрать рассудочного объяснения троичности Божества. По этой причине поступили более просто, то, что непонятно – отбросили. Хотя сам Христос называл себя Сыном Божьим. Брошенное подобрал святитель Василий

Великий и его сподвижники. История повествует, что он и святитель Григорий Богослов ценой огромных трудов переломили ситуацию.

Сам святитель Василий Великий он не столько был богословом, сколько организатором жизни Церкви. Благодаря ему было выработано еще и современное каноническое прав, где было обозначено отношение Церкви по отношению человеку согрешающему. Но это каноническое право не означало системы наказаний за какой-то совершенный грех. Оно давало правило лечения самой души, для того что бы человек отказался от греха и вступил на путь праведный. Каноническое право Церкви существенным образом повлияло и на правовую систему Римской империи.

Можно говорить и о других заслугах святителя. Благодаря святому Василию был переломлен ход культурного развития человеческой цивилизации в христианскую эпоху. Мы знаем, что Троица — это Три Личности в одном Существе, но эти три Лица, три Ипостаси объединены любовью. Рассказывая о Божественной любви, он переносил этот принцип на человечество, проповедовал, что любовь должна присутствовать и в нашей жизни, как это действует внутри Божественного Организма.

Святитель Василий был проповедник, был миссионер, он был неустанным борцом с ересями, в конце концов, его можно назвать своего рода и чудотворцем. По молитвам к нему люди обретают просимое от Бога, совершаются чудеса.

Возвращаясь к параллелям с современностью, дорогие братья и сестры, мы должны понять, что и образ апостола Павла, историческая личность святителя Василия Великого и сонм многих подвижников – все они служат нам образцами для подражания.

Сейчас мы живем в очень благостную эпоху, когда нет физических гонений. Если говорить о каких-то гонениях, то они носят скорее информационный характер. В этих случаях для нас важно уметь отличать зерна от плевел, отбрасывать сор от истинных крупиц знаний, для того чтобы понимать откуда берутся все информационные вбросы, для того чтобы в конце концов делать правильные выводы, позволяющие не унывать, не разочаровываться и удержать себя на пути, ко спасению.

Мы являемся свидетелями того, что в Церкви время от времени возникают некие стихийные движения, как правило, проплаченные, направленные на раскол Церкви. То обвиняют иерархов Церкви в ересях, то обвиняют священноначалие в какой-то неправоте, то бездоказательно приписывают какие-то грехи. Если люди легко верят сплетням и россказням, не имеют возможности и желания собрать доказательства, не идут по зову своей совести, Церковь сначала шататься в устоях, а затем начинает разваливаться как целостное здание. Когда-то, в древности, благодаря информационным атакам, была практически разрушена Православная Церковь на востоке Римской империи. Сторонникам арианской ереси достаточно было сказать, что поборники Святой Троицы проповедают многобожие. И этого было достаточно, чтобы обвинить в язычестве православную иерархию, после чего арианство стало господствующим исповеданием христианства.

Можно приводить и другие примеры. Но, нужно помнить о том, что Господь даровал нам не только жизнь, но и разум. Господь даровал нам совесть. И если какие-то агенты разрушительных сил начинают говорить о том, что кто-то внутри Церкви уклоняется от пути истинного, следует все-таки проверить эти обвинения, взять на себя труд изучить православное вероучение, переданное нам из древности, соотнести с тем что было сказано, что было сделано в современности и сделать для себя вывод, а не идти на поводу тех же самых проповедников-лжеучителей.

В этом отношении, дорогие братья и сестры, мы должны все-таки следовать здравомыслию, которое Господь нам заповедовал через Своих апостолов, через святителей и других угодников Божиих. Вопреки всему, вопреки устоявшемуся мнению, вопреки устремившемуся течению людскому, мы должны применять разум, мы должны работать над собой и не идти на поводу страстей. Об этом говорил апостол Павел: «…Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут

избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням…» (2 Тим. 4:3-4). Очень часто нестроения в Церкви вызваны нашим честолюбием, вытекающим из гордыни. Кто-то не реализовался в жизни, и пытается получить славу, противопоставляя себя Церкви, пытаясь быть первенствующем хоть в чем-то.

В конце концов, мы сами выбираем себе таких учителей, сочувствуя информационным нападкам. Еще хуже, когда мы стремимся сами встать в позицию таковых лжеучителей, потакающих прихотям людским, говорящим то, что они хотят слышать. Не только к апостолу Тимофею, но и к каждому из нас адресовано назидание апостола Павла, как бы перефразируя: «ты же должен владеть собой при всех обстоятельствах выносить страдания даже совершать свой труд проповедника благовестия, исполнять порученное тебе служение».

Дай Бог что бы Господь дал всем нам здравый разум не внимать лжесловесникам, дай Бог каждому из нас найти свою дорогу к Божественной любви, которая позволяет быть мудрым, и одновременно не злобиться. Пусть образ подвижничества пусть образ яркого горения и служения святителя Василия Великого, который умер в 49 лет, сгорел буквально на своем служении, будет образцом для каждого из нас.

Ведь нас не призывают к тому чтобы сгореть, нас призывают к тому чтобы удержать собственное христианство внутри себя, христианство подлинное наполненное любовью а не какими либо посторонними примесями.

С праздником дорогие братья и сестры, со Новолетием по старому стилю, с днем памяти Василия Великого, с Обрезанием Господнем, где Господь показал нам истинное человеческое существо, ну и пусть Господь дарует благодать, мудрость, крепость и силы в  нашем христианском служении!

 

 

 

Просмотров (52)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *