В этот зимний праздничный день в храме святого благоверного князя Александра Невского была совершена Божественная Литургия, посвященная дню памяти святителя Николая Чудотворца. Накануне было отслужено вечернее Богослужение. Совершил Богослужение настоятель храма протоиерей Сергий Стаценко, сослужил ему протодиакон Геннадий Буряков.
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр. 13:17-21).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, сейчас был прочитан отрывок из Послания к евреям святого апостола Павла, который традиционно связан с празднованием памяти святителей.
Мы чтим память святителя Николая архиепископа Мирликийского Чудотворца, который является одним из величайших святых, прославленных и перед Богом и среди людей. Память святителя Николая распростирается на все пределы христианского мира. Чтят его не только православные, но и христиане-католики. И древние христианские Церкви чтят его память.
И здесь, пользуясь поводом почитания памяти святителя Николая, хотелось бы несколько раскрыть, механизмы взаимодействия святых с нами с нашим миром.
Апостол Павел говорит, чтобы мы повиновались наставникам нашим, и были покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах наших, как обязанные дать отчет перед Богом. Просит апостол, чтобы они делали это с радостью, а не воздыхали, так как для нас это неполезно. Если вспомнить о том, что у Бога нет мертвых – все живы, то для нас должны стать более понятными законы, действующие в мире духовном, о чем говорит православное вероучение.
Речь идет о том, что святые угодники Божие не являются, можно так выразиться, самостоятельным субъектом действования. Если говорить проще, не бывает благодати, какого, либо святых, не бывает силы какого-либо святых, но действует другое – их заступничество за нас. Святых называют друзьями Божьими, — такое определение дано и в Священном Писании, и Священном Предании. Эти люди, приближенные к Всевышнему имеют право и возможность ходатайствовать за нас.
Если мы говорим, что святые это наши наставники, а святитель Николай в силу своего сана, и в силу своего служения, является наставником для нас, то признав это мы, православные христиане, добровольно переходим под его наставничество. В тропаре, который посвящен святому написано, что он является правилом и образом кротости. В свою очередь принимая обязанность наставничества, он воспринимает на себя обязанность и молиться за тех, кто пришел добровольно под его наставничество, или передан на его попечение, когда в Таинстве Крещения принял святое имя Николай.
В этом отношении проявляется общая закономерность — святой, каждый святой, просит Бога за каждого человека. Иногда говорят, что много сейчас Николаев в этом мире, и слишком много поколений людей прошли свое бытие с этим именем, и неужели святой не устает и не теряет внимание. Нет. Святой лишен тела вместе с телом уходят и страсти, исчезает ограниченность возможностей, вызванная грехом. И усталость, и другие немощи человека — это только некая форма нашей ограниченности, вызванная грехопадением. А в силу творения нас Богом, дано нам несоизмеримо больше!
Святой, если выражаться технически, прошел свой путь возвращения к образу Божию и к богоподобию гораздо дальше чем большинство из нас. Поэтому вопрос о том, сколько этот человек может услышать просьб, пришедших с грешного мира, и о скольких он может помолиться — этот вопрос несущественный. И может, даже несуразный! Сколько нужно, столько и будет держаться в его памяти память о людских жизнях, и за стольких же он будет походатайствовать перед Богом.
Читая это послание, можно задеть и другое значение, вложенное в текст апостолом Павлом. Здесь апостол Павел упоминает живых наставников, призывает нас, чтобы мы повиновались им, чтобы не было за нас воздыханий, то есть огорчения и расстройств. Святые лишены страстей, поэтому расстройств как таковых, обид, горечи – у них не бывает. Но есть другое, о чем можно сказать как о возмущении чувства любви. Если Бог есть любовь, то мы, имея образ Божий в себе, воплощаем в себе это Его свойство. Любовь Божия распростирается на всех нас, и вот эта всеобъемлемость любви есть и у святых.
Если вдруг, вопреки расположению любви святого, нет взаимности с нашей стороны, когда, например, святитель, Николай любит нас, а мы отвечаем черной неблагодарностью по отношению к нему и по отношению к Богу, тогда и может произойти в душе угодника Божия некое огорчение. Это состояние невозможно сравнить с чем-либо, невозможно его и описать. Колеблется, возмущена сама любовь, но при этом она не утихает. Можно привести ближайшую аналогию — любви матери к непослушному ребенку. Эта любовь святого может доставлять нам не только удовольствие. Он может, заботясь о нашем спасении, ходатайствовать перед Богом нашем вразумлении и исправлении. А вразумление для нас не всегда связано с какими-то положительными событиями нашей жизни. Чаще бывают и неприятности.
Я привожу классический пример: если я алкоголик — и вдруг у меня заболели внутренние органы, неужели я в этом буду винить Бога. Бог просто попускает эту болезнь. Так же и другие наши грехи, путь даже не столь очевидно связанные с теми проблемами в нашей жизни, которые мы встречам порой достаточно часто, и в этот тоже может быть забота святых. В болезнях и неприятностях Господь призывает, к тому, чтобы мы разобрали Его знаки и Его призыв к исправлению. Если не захотели понять, то неприятности продолжаются.
Можно сказать и вот еще о чем. Апостол Павел говорит о тех, о ком он заботился, говорит и про себя также: «мы уверены, что имеем добрую советь потому, что во всем желаем вести себя честно». Если говорить о святых, то святые вне тела лишены необходимости лукавить идти на компромисс совести с грехом. Эта жизнь наполнена грехом, потому что само человечество склонно ко греху. И жизненные обстоятельства очень часто не позволяют просто-напросто от греха уйти. Бывает даже так, что грехи мы совершаем невольно. И святые при жизни как в грехах каялись даже в своих добродетелях, поскольку любое сделанное доброе дело, рождающее удовольствие по этому поводу и самоудовлетворение, имеет в основе гордыню. Это один из парадоксов нашей духовной жизни. Но это конечно же не значит, что мы должны прекращать свою добродетель.
Уже за гранью этой жизни святой, лишается страсти, а потому, а его чувства настолько чисты и настолько обострены, что каких-то лишних возмущений чувств не бывает, — святые не могут быть предвзятыми. Святые не бывают людьми, которым нравиться один человек или он заботится об одном больше, а другом меньше. Отношения угодников Божиих к нам определяется только нами. Тем, насколько мы открыты веянию благодати Бога. Насколько мы искренни в обращении к тем людям, угодникам Божьим, которые желают и имеют возможность позаботится о нас.
Можно говорить о других механизмах взаимодействия земного человека с гражданами Небесного Царства — со святыми. Если у Бога все живы, и непросто живы, а еще приближенны к Нему, то они имеют возможность вступаться и ходатайствовать за нас перед Отцом. И если мы говорим о помощи святых, то мы должны подразумевать исключительно действие Божие. Все делает Господь, но Его действие вызвано нашими просьбами и просьбами тех угодников Божьих, которых мы призываем в своих молитвах.
Святитель Николай является одним из величайших угодников Божьих, по молитвам к нему совершаются чудеса, причем чудеса очень явные и даже грандиозные. Случаются они нередко и в наше время. Свидетельств и описанных случаев приводить можно сколько угодно особенно по отношению к этому святому. Поэтому по молитвам святителя Николая, дорогие братья и сестры, желаем каждому из вас, той самой искренности, того самого рвения, которые были явлено при жизни этого святого, и чтобы Господь по молитвам святителя не оставлял нас ни в каких моментах нашей жизни.
С праздником, с днем памяти Святителя Николая, дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас!
Настоятель храма протоиерей Сергий Стаценко.
Просмотров (56)