14 октября 2017 года, в храме святого благоверного великого князя Александра Невского отметили великий праздник — Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В храме святого благоверного князя Александра Невского была совершена Божественная Литургия,  посвященная  великому   празднику —  Покрова   Пресвятой  Богородице. Накануне  было отслужено  вечернее богослужение. Совершил Богослужение настоятель храма протоиерей Сергий Стаценко, сослужил ему протодиакон Геннадий Буряков.

Во  время  Божественной  литургии  настоятель храма обратился  к  прихожанам  с  проповедью.

«…И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа».                                         (послания апостола Павла к Евреям, 9:1-7)

  Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В приведенном отрывке текста из послания к евреям говорится о внутреннем устройстве Иерусалимского храма. Здесь апостол Павел напоминая своим соплеменникам известные для каждого правоверного иудея вещи, строит логическую цепочку, в конце которой звучит вывод о том, что Иисус Христос есть тот самый ожидаемый предсказанный в Писаниях Мессия – Спаситель мира, великий Первосвященник. И этот же отрывок наша Церковь использует при чтении Апостола в праздники Божией Матери.

Речь идет о том, что законодательство Ветхого Завета предполагало, что иудеи могут поклоняться Богу и приносить жертвы только лишь в одном храме, только лишь в Иерусалиме, и нигде больше. Апостол Павел напоминает и о тех временах, когда иудейский храм еще не был построен. Вместо него был построен специальный шатер, который в Библии называют Скинией, представлявший собой передвижной, походный храм, где могли приноситься жертвы во время странствований евреев к Земле обетованной. Центром этого храма являлся Ковчег завета – большой ларец, в котором хранились главные святыни иудейского народа. Этот ковчег находился в той комнате Скинии, которая называлось «Святое Святых».

И здесь, наверное, следует задаться вопросам – как история о храме может быть соотнесена с образом Божией Матери? Для понимания этого нам уместно рассуждать не прямо, а в аллегориях. Но сначала приведем несколько вводный понятий.

Некогда Божия Матерь носила в Себе Самого Бога. Или можно сказать по другому – Человек-Младенец в Ее утробе непостижимо для человеческого разума вместил в Себя всю полноту Божества. И тут мы просто не можем не увидеть параллель с ветхозаветным храмом, когда рукотворное строение вмещает в себя Божие величие, а сам храм начинают называть Домом Божиим.

Отдельно следует сказать об одном из способов толкования пророчеств, которой многократно применяется в Библии. Он носит название «прообраз». Например, Спаситель предсказывал Свой крестный подвиг, сравнивая Себя с медным змеем, вознесенным Моисеем в пустыни (Чс. 21:9); с пророком Ионой внутри большой рыбы (Лк.11:30). Использовались Им и другие прообразы, чтобы доказать окружающим, что именно про Него были произнесены древние пророчества.

В древности женщина не имела никакого значения в жизни общества, считалась лишь приложением к мужчине. Эта традиция была отражена и в Ветхом и в Новом Завете, входящих в состав Библии. Поэтому до обидного мало было рассказано прямо в Священном Писании о Божией Матери. И даже евангелисты не могли рассказать больше о Деве Марии в те времена, когда обычаи еще не изменились. И только христианство, по мере своего развития, медленно, но верно, усвоило женщине роль равную мужчине.

И, тем не менее, мы можем сказать что все-таки в Писании очень много сказано о Божией Матери, но не прямо, а в виде тех же прообразов. Возможно, что по промыслу Божию такая особенность позволила и первым христианам и нам, христианам  современным, лучшим образом понять, насколько велика была роль Девы Марии в мировой истории, и в жизни мира ангелов и душ человеческих.

Поскольку Божия Матерь вышла из сообщества, жившего по законам Ветхого Завета, сам Ветхий Завет стал рассматриваться Церковью прообразом святой Девы, от Которой произошел Спаситель, по рождению вышедший из иудейского народа.Прообразом стал и Иерусалимский храм.

Более чем за полтысячелетия до Христа в пророчествах было сказано, что придет благословенная Дева (Ис.7:14), которая приведет в этот мир Сына Своего — Богочеловека. Единственный раз в Ее утробу был помещен Божественный Младенец, Божественный Плод, Который вызрел, родился в свое время, для того, что бы пройти со спасительной миссией в этом мире. Так и в иудейском храме, один раз в год, исключительно только лишь первосвященник, мог войти в «Святое Святых», покропить кровью жертв над Ковчегом Завета и сразу же уйти. Во все другое время эта комната с Ковчегом оставалась пустой.

Сам храм был наполнен драгоценной утварью, что в прообразах можно сравнить с величием Святыни, Которую носила Божия Матерь. Можно привести и другое сравнение. Любой храм строится на чистом месте, освящается после строительства через призывание имени Божиего, через соприкосновение со святыней. Но при этом даже если святыни изъяли, то храм по-прежнему остается святым, наполненным особым присутствием Всевышнего. По большому счету Божия Матерь была выбрана для вынашивания Богомладенца, как чистый Сосуд, очищенный ее личным подвигом, — подвигом любви к Богу, веры и доверия Ему, подвигом преодоления влечения ко греху. Ну а рождение Марией Сына только усилило присутствие Бога в Ее жизни.

Мы празднуем Покров Божией Матери. В одном значении Покров — это некий символ заботы, те самые пеленки, которыми обвивается младенец. В тепле и в безопасности, на руках матери он растет, получает пищу, а затем, взрослея, он идет самостоятельно по жизни. В подобных образах мы можем увидеть заботу Божией Матери о нас.

Но при этом хотелось бы указать и на другой смысл Покрова. Возвращаясь к прообразам, мы утверждаем, что Скиния или Храм Соломонов, в котором стоял Ковчег Завета, являет собой святыню, к которой простая рука человеческая не могла прикоснуться. Ограждали Ковчег запретами не из-за боязни, что можно святыню осквернить, но больше ради того, чтобы не погиб сам человек (см. 2 Цар.6:6-7).

Божию Матерь с Ее Покровом, можно сравнить с тем самым храмом, который и крышей и стенами предохраняет нас от столкновений с внешними невзгодами. Ну а если еще больше погружаться в аллегории, то мы понимаем, что Божий храм охраняет нас не столько от непогоды, сколько позволяет оградить себя от духов злобы, которые в мире невидимом составляют целое царство.

Сам духовный мир он абсолютно неоднороден. Он делится на две неодинаковые части: мир святости и мир злобы. Промежуточного положения и состояния не бывает – все в мире духовном радикально разделено.

Давайте представим, что нам по какой-то причине удалось проникнуть в мир духовный. Если вдруг это произошло, и мы соприкоснулись с миром духов, то мы здесь можем столкнуться либо с ангелами, либо с демонами – другого, по причине абсолютного разделения этого мира, нам попросту не дано. И самое интересное, что выбор «точки входа» в этом столкновении определяется… нами, вернее, нашим внутренним состоянием. Чтобы понять, куда мы войдем, если получим доступ в духовный мир, мы должны задать себе элементарный вопрос о том, насколько сильно грех присутствует в нашей жизни, насколько страсти омрачают наше существование. Господство греха или господство совести внутри нас являются ключами к двум дверям духовного мира.

Если наша совесть подсказывает, хотя бы виде маленького укола, что грех все-таки присутствует в нас, то мы должны отставить в сторону иллюзии, поскольку мы не сможем войти в мир ангельский. Сам грех делает нас антагонистами этому миру — отталкивает нас, а потому и этот вход в дверь мира Света попросту невозможен. Единственный путь, через который мы можем войти в духовный мир – через область обитания нечистых духов, где царит безысходность бытия, где зло получает свое начало.

Но здесь следует оговориться. Причем оговорка будет существенной. Пока мы живы, пока у нас есть возможность пребывать в нашем теле, а значит и возвращаться из духовных блужданий в реальную жизнь, вход в мир злобы не обставляется устрашающими картинами. Как правило, подлинный вид царства дьявола открывается людям только в предсмертных или в посмертных видениях. Для живущих людей лукавый дух готовит совершенно другую картинку, этакую «потемкинскую деревню», где все может быть представлено в великолепии природных ландшафтов, в общении с душевными «друзьями», все понимающими и разделяющими наши интересы, в ощущении счастья. Как правило, все тайные порочные желания человека и сдерживаемые страсти в таком мире находят свое удовлетворение, причем представлено это будет как высшая степень правды.

К сожалению, рассуждения о возможности проникновения в мир духовный не являются фантазией, или простой мифологией. В эпоху доступности информационных потоков, очень часто приходится видеть людей, которые стремятся не санкционированно, без разрешения войти в духовный мир. Здесь имеются в виду популярные сегодня псевдо-духовные практики, в каких-то случаях действительно обостряющие духовное зрение. Кто-то занимается йогой, пытаясь войти в мир недоступный для наших чувственных органов; кто-то пытается заниматься более модной медитацией; кто-то хочет с помощью каких-либо психотропных веществ вести себя в состояния транса, чтобы «расширить горизонты сознания». Увы, кто ищет, тот всегда найдет. По настойчивости человека проникновение в духовный мир с багажом гордыни рано или поздно происходит… И тогда лукавый дух более успешно ведет человека к гибели.

Сам по себе духовный мир представляет для нас мир огромную опасность, ввиду нашей неготовности увидеть его реалии. Если же бы это было не так, то Господь не ограждал бы нас уже в нашем плотском состоянии от столкновения с этим миром, не отнял бы у падшего в грех человека, способности видеть духов. Для абсолютного большинства из нас, по нашим же грехам и страстям, вход туда неизбежной столкнет нас с духами злобы. Но стоит повториться, прежде чем мы войдем туда окончательно, они предлагают нам заманчивую картинку. Очень часто можно слышать такие истории, когда человек, например, активно медитировал и достигал определенного результата. По рассказам таких людей в состоянии транса ему показывались прекрасные виды, великолепная природа, обожание и почитание со всех сторон тех существ, которые там присутствовали. Человек делал для себя вывод, что наш мир менее реальный, чем тот мир, где почувствовал счастье. Как правило, там, «любящие сущности» уговаривают его перейти в этот мир окончательно. Остается сделать только один шаг – избавиться от своего тела, привязывающего к материальной реальности. И после этого от плачущих родственников мы узнаем как человек покончил жизнь, самоубийством, следуя «зову счастья».

Мы, живущие, после этого можем лишь констатировать глубокое разочарование и ужас, который постигает человека, когда он входит в этот мир окончательно, когда этот мир открывается в полном виде. Об этом мы можем судить из рассказов тех людей, кто следуя бесовскому зову не сумел убить себя до конца, кто был возвращен к жизни усилиями врачей.

По этим причинам, если вдруг у кого возникнет испытать особое духовное состояние, получить «откровение», увидеть ангелов, то лучше остановиться на уровне замыслов, не иметь надежду на успех в этом. Пока мы полны сил, наши страсти буквально кипят в нас, порождая грех. Как христиане мы не должны ослабевать в борьбе с дурными влечениями. Со временем, конечно, страсти ослабевают в силу возрастной немощи. С возрастом приходит мудрость. И если человек действительно стремиться к подлинной мудрости, приходит и смирение страстей. А в этом состоянии человек уже может делать пока еще несмелые попытки общаться с миром чистым, с миром ангельским.

Возвращаясь к разговору о роли Божией Матери в нашей жизни, мы можем сказать о том, что Господь Бог устроил так, что Она незаменима для нас в деле духовного возрастания. Наша борьба с нашим страстями позволяет Ей быть проводницей по отношении к нам, из этого мира греха в мире Божиего Царства. А сейчас Дева Мария ограждает нас от ужасов и соблазнов мира духов. Не случайно Господь сделал Ее некой Посредницей между Собой и сотворенной Вселенной. Церковь воспевает Ее как «честнейшую Херувим, и славнейшую, без сравнения, Серафим». То есть в святости Она выше всех людей и ангелов, выше всех сотворенных существ. И с Ее помощью Господь помогает нам двигаться именно по пути ко спасению. Почему и звучат такие довольно странные для некоторых слова «Пресвятая Богородице спаси нас». Звучат, потому что предание Церкви, понимая роль Божией Матери, говорит о тот, что Она является Той Самой Проводницей, Помощницей и Ходатаицей, ведущей нас ко спасению.

В этом отношении мы должны мы Ей быть более чем благодарны именно поэтому наша Православная Церковь почитает Ее и событие, связанное с явлением Ее Покрова над миром. И пусть праздник Покрова отсутствует в Греческих Церквах, но присутствует в нашей Церкви в силу, наверное, более остро переживаемого понимания Ее роли в нашей жизни. Она ограждает нас от напастей и бед под своим Покровом. Она закрывает нас от нападений духов злобы поднебесной, которые без Ее присутствия, без Ее заступничества могут нас очень быстро погубить.

Мы живем действительно в эпоху тысячелетнего Царства Христова, когда нечистые духи не имеют над нами особой власти. Они могут только смущать наши помыслы и побуждать к греховным действиям. Но при этом выбор остается за нами, — и ни кто в это выбор не вмешивается.

Давайте, дорогие братья и сестры, будем все-таки более внимательно прислушиваться в первую очередь к Евангелию, к своей совести, и вместе с этим просить Божию Матерь, чтобы Она находила возможным всегда заступаться за нас и всегда вовремя подсказывать правильный выбор, в котором мы могли бы обрести свое спасение.

 С праздником дорогие братья и сестры, с днем Покрова Божией Матери!

 

 

 

Просмотров (78)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *